пятница, 6 июня 2014 г.

«… Пушкин есть явление чрезвычайное…»

Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озёрных грустил берегов.
И столетие мы лелеем
Еле слышный  шелест шагов.
 А.Ахматова В Царском селе 1911 г.
В становлении нового литературного языка огромная роль принадлежит А.С.  Пушкину. (О  Пушкине и Ломоносове в этой связи я уже писала, см. статью  «И мы сохраним тебя, русская речь…») http://lakshmi.tmweb.ru/?p=1189







Не менее ценный вклад внес также  и Н.М.Карамзин. Он,  о словам А.С. Пушкина, «…освободил язык от чуждого ига и возвратил ему свободу, обратив его к живым  источникам народного слова». На рубеже ХУШ и Х1Х вв. проблемы развития отечественного языка волновали многих образованных людей того времени. В это время возникали различные литературные общества. Одно из первых таких обществ было Общество любителей российской словесности, образованное в 1911 г. при Московском университете. Русский язык развивался на народной основе, а окончательное становление русского литературного языка и закрепление его норм  происходит вначале Х1Х в. в эпоху А.С. Пушкина. В эпоху классицизма в России сложилась и новая художественная литература. «Новая словесность», по словам Пушкина. Была «плодом новообразованного общества. Так, В.К. Тредиаковский опубликовал в 1735 г. статью  «Новый и краткий способ к сложению российских стихов», эта система сложения стихов лежит в основе русской поэзии и сегодня. О вкладе М.В. Ломоносова в русскую словесность я уже писала, хотела бы добавить, что он тоже писал о российском стихосложении и российской прозе. В 1739 г. было опубликовано «Письмо о правилах российского стихотворства.

Крупнейшим поэтом  Х1Х в. был всем известный  Г.Р.  Державин, заслугой которого была демократизация поэтического слова. Он смело сочетал «высокий» и «низкий» стиль, внес элементы живой разговорной речи в литературный язык, называл поэзию «говорящей живописью».
В развитии  русской культуры роль А.С. Пушкина неоценима.  Прекрасно это выразил Н.В. Гоголь: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте… Пушкин есть явление  чрезвычайное  и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет»…
И позволю себе закончить статью известным стихотворением А.С. Пушкина.

Exegi monumentum

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.**

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тлeнья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью бoжию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приeмли равнодушно
И не оспаривай глупца.

Комментариев нет:

Отправить комментарий